Ральф Вигманн. Своя точка зрения

Ральф Вигманн — человек уникальный. Не будучи дизайнером, он знает о дизайне все. CEO Международного Форума Дизайна iF рассказал «Жилой среде» о современной ситуации в мире дизайна и о стратегиях его дальнейшего развития.
Это интервью в нашем журнале — одно из самых необычных за последний год. Итальянцы, американцы, французы, наши соотечественники — «Жилая среда» всегда задавала вопросы самым выдающимся представителям дизайн-индустрии, и все же позиция Ральфа Вигманна (Ralph Wiegmann) по отношению к дизайну заметно отличается.

Ральф Вигманн занимает должность CEO Международного Форума Дизайна iF (iF International Forum Design GmbH), организации, которая с 1953 года является главным (и первым) интегратором дизайн-премий в мире. Сегодня iF — не просто аббревиатура: это имя стало синонимом выдающихся дизайн-проектов. Принципиальный и рассудительный, Ральф Вигманн любое явление воспринимает критически: как высококлассный специалист и исследователь, он доверяет только качественной аналитике и сам демонстрирует пример аналитического подхода к дизайну. Под руководством Вигманна iF расширился до целой сети проектов, в том числе поддерживающих образование: жестко критикуя широкое использование слова «дизайн», Ральф Вигманн выступает за идею строжайшего отбора профессиональных кадров в области дизайна.

Демонстрируя очень «немецкий» взгляд на вещи, Вигманн отрицает арт-составляющую в современном дизайне, утверждая, что дизайн — это экономика. Сегодня гораздо большую значимость, нежели культурные контексты, играют вопросы sustainability и smart-технологий, убежден строгий ганноверец, поскольку они являются залогом успешного будущего нашей планеты.

Помимо исполнения служебных обязанностей в iF, Ральф Вигманн регулярно выступает в качестве ведущего спикера конференций, панельных дискуссий и премий. В 2017 году он стал членом Высокого жюри международной дизайн-премии ADD AWARDS.
Любимые занятия
Путешествовать, черпать вдохновение из разных культур, размышлять над решением той или иной проблемы и работать в iF.
Церемония награждения iF DESIGN AWARD 2017 в Мюнхене
Церемония награждения iF DESIGN AWARD 2017 в Мюнхене
— Господин Вигманн, расскажите, пожалуйста, о планах проекта iF. Будут ли меняться его концепция и внутренняя структура в течение, скажем, десяти лет?
— iF постоянно развивается. Мы, как и прежде, преследуем стратегические цели. Так, к апрелю 2018-го у нас будет уникальная структура с несколькими составляющими. Начать стоит с фонда iF DESIGN. Это некоммерческий фонд, который поддерживает образование, культуру, науку и экоустойчивость. В то же время акционер у него один — iF corporations. Нам, как и любой другой компании, необходимо быть прибыльными, однако вместо того чтобы увеличивать доход, мы стараемся больше поддерживать социальную активность. Другой важный проект — наш гид iF WORLD DESIGN GUIDE (WDG), одна из наиболее посещаемых международных дизайн-платформ, каждый месяц на этот ресурс заходят посетители из 190 стран. Третий блок — награды. Премия iF SOCIAL IMPACT PRIZE направлена на поиск и поддержку социальных проектов, общий призовой фонд — 50 000 евро. iF DESIGN TALENT AWARD — крупнейшая премия в области дизайна для студентов: более 10 000 участников в течение года, каждые шесть месяцев — четыре новые темы, общий призовой фонд — 5000 евро для победителей в каждой из них. И наконец, iF DESIGN AWARD: 3000 участников, 63 международных судьи, качественные и прогрессивные инструменты оценки проектов. Кстати, и для российских дизайнеров и компаний это прекрасная возможность попробовать свои силы, понять, насколько они конкурентоспособны.
— Получается, у вас сразу три премии. Почему такое внимание именно к этому формату? Как влияют дизайн-премии на творческую индустрию и рынок?
— Сегодня влияние дизайна сильнее, чем когда-либо. Дизайн играет ключевую роль на многих рынках, мощные бренды стремятся сделать ближе свою целевую аудиторию, товары и услуги, ведь востребованность продукта — залог дальнейшего существования производителя. Дизайн позволяет создавать уникальную, отличную от других продукцию. Вкупе с качеством он диктует цену. То есть экономически дизайн исключительно выгоден.
Секреты идеальной рабочей атмосферы
Нужно любить то, что ты делаешь.
Победители iF DESIGN TALENT AWARD
Победители iF DESIGN TALENT AWARD
— А в какой степени дизайн обусловливает стоимость конечного продукта? Кстати, как вы относитесь к мнению, что дизайн — это водораздел между искусством и экономикой?
— На самом деле дизайн — это не искусство, и возможность вдохновляться историей культуры — это лишь часть дизайн-процесса. Дизайн — это экономика! Дизайнер обслуживает клиента — и все. Если дизайн изначально интегрирован в производственный процесс, то, конечно, затрат будет гораздо меньше, чем ожидается. Взять хотя бы автомобильную индустрию. Менее трех процентов финансовых издержек на создание новой машины приходится на дизайн как таковой! Если же дизайнер приглашается, чтобы исправить ошибки в конечном продукте, это стоит дороже, но такие расходы возникают лишь потому, что дизайн не был учтен изначально.
— Как окупить затраты на хороший дизайн и дизайнера?
— Как я уже сказал, хороший дизайн — не дорогой дизайн. И совершенно не важно, есть ли у компании собственный штат дизайнеров или она нанимает кого-то со стороны, — прибыль будет большая и стабильная. Дизайн — это стратегический инструмент.
Любимые места для путешествий
Азия и Майорка.
Социальный проект «Грамотность для миллиарда»
Социальный проект «Грамотность для миллиарда», поддержанный iF и получивший iF SOCIAL IMPACT PRIZE 2017. Цель проекта — помочь 300 миллионам индийцев улучшить свои навыки чтения благодаря массовому внедрению субтитров. Совместный проект PlanetRead и Индийского Института Менеджмента.
— Сегодня модная индустрия стремится заменить роскошный люкс более демократическими решениями как в экономическом, так и в концептуальном аспекте. Такую политику отчасти разделяют даже DIOR и CHANEL. Происходит ли нечто подобное в интерьерном и промышленном дизайне?
— Я сомневаюсь, что «демократичный дизайн» существует. Дизайн никогда не был демократичным. Вместе с тем хороший дизайн должен быть доступен не только состоятельным людям. Бренды вроде японского MUJI являются прекрасным примером «демократичного» подхода к дизайну. Отличный продукт от высококлассных дизайнеров за небольшую цену. «Design yourself» — это другой вид «демократического» подхода, который я не вполне разделяю. Дизайнеры обучаются в университетах, это профессия, требующая качественных знаний, — и вдруг оказывается, что дизайнером может стать кто угодно? Невозможно. Вы, конечно, можете выбрать какие-то идеи декорирования, но создать туфлю? Что мы вообще знаем об обувной эргономике? Да ничего! В Германии вы не имеете права называться секретарем, если не сдали экзамен на секретаря. Это «защищенная» профессия, а вот дизайнер — незащищенная, поэтому кто угодно может лепить ее на визитку. Всякая ерунда вроде нейл-дизайна, хэйр-дизайна и т. п. на самом деле только позорит профессию дизайнера, и ничего больше.
— Исходя из вашего опыта работы в iF, как эволюционирует концепция жилого пространства? Многое ли изменилось с наступлением нового тысячелетия?
— Сейчас социодемографических групп больше, чем когда-либо. Появляется все больше различных стилей жизни, что отражается и на жилых пространствах. Люди, состоящие в браке и не состоящие, смешанные семьи, возраст, доход, пол, хобби и другие аспекты играют важную роль. Города растут, пригороды становятся меньше. Сегодня в мире 470 городов, в которых более миллиона жителей, поэтому два главных вызова — это нехватка пространства и жилья. Нам нужно больше «умных» микроапартаментов, но «микро» не значит дешевых. Это значит — снабженных всем необходимым, без неоправданных затрат и неразумного использования пространства. Это серьезный вызов для архитекторов, интерьерных дизайнеров и производителей, ведь объекты привычных форм для решения таких задач слишком велики. Другой вопрос, как урегулировать демографические изменения в мегаполисах? Существующие апартаменты, к примеру, не годятся для людей определенного возраста, а общество тем временем стареет, и возникает необходимость переделывать то жилье, которое есть. Люди не могут избежать старости, у нас уже сейчас много инвалидов, и они достойны того, чтобы получить пространство, где можно спокойно жить хоть до девяноста лет.
— Современные тренды и тенденции — это флэшбеки постмодернизма или новое оригинальное слово в дизайне?
— С точки зрения iF, важны так называемые мегатренды. Сиюминутные тренды вроде моды тоже неплохи, а для многих людей очень значимы (особенно для молодого поколения), но именно мегатренды меняют нашу жизнь и общество, направляя в русло sustainable. Порой это как старое вино в новых мехах: дизайн-мировоззрение — не изобретение последних дней, но сегодня оно имеет иное значение, чем-то, которое придавалось ему раньше. Однако продать продукт гораздо проще, если прежде завернуть его в обертку качественного маркетинга.
Любимая музыка
Лучано Паваротти и Вилли Девиль.
Церемония награждения iF DESIGN TALENT AWARD​
Церемония награждения iF DESIGN TALENT AWARD
— Можете ли вы выделить наиболее характерные черты современного состояния дизайна?
— Сегодня культура играет гораздо большую роль, чем десять или пятнадцать лет назад. Может быть, это связано с тем фактом, что сейчас на рынке все больше глобальных вещей, без каких бы то ни было различий. Отсюда и желание культуры заявить о себе, проявить идентичность, и некоторые государства даже создали масштабные программы, в которых сочетаются культура, искусство, дизайн, но в ракурсе рыночного подхода. Очень радостно наблюдать и поддерживать такие проекты. Тайвань, Япония, Таиланд, Бразилия, Португалия — вот примеры соединения традиционалистского мировоззрения и инновационных подходов.
— Экология и дизайн — дизайнеры, как правило, по-разному смотрят на эту проблему. Как дорого обойдется человечеству визуальная красота дизайн-объекта? Есть ли методы, позволяющие примирить роскошь и экоустойчивость?
— Во-первых, мне все-таки хочется верить, что у дизайнеров только одно мнение по поводу экологии: она важна, и дизайнеры несут за нее определенную ответственность. Визуальная красота — это не соревнование с экологичностью. Однако в большей степени все зависит от корпоративной философии: если производитель сфокусирован только на дешевизне продукции, можно утверждать, что компания никакой своей ответственности не чувствует, а кроме того, прекрасно знает, что многие потребители не знают ни о какой sustainability. Так что эти производители извлекают выгоду из неосведомленности своей целевой аудитории и полностью игнорируют нашу общую ответственность перед планетой. С другой стороны, пользователь тоже в ответе за окружающую среду. Если мы ищем дешевый продукт, даже зная, что он несет в себе экоугрозу, можем ли мы жаловаться? Самый яркий пример — пластиковые пакеты. Потребовалось бесконечное количество времени, чтобы власти и торговые центры изменили свои стратегии и стали продвигать устойчивые материалы. Все больше людей стыдятся идти по улице с пластиковым пакетом — это, на мой взгляд, правильная тенденция.

Те, кто может себе это позволить, покупают только экоустойчивые продукты. И это не вопрос эмоций, ведь эти люди и детям своим, и всем окружающим подают соответствующий пример. Они действительно способствуют будущему благополучию планеты.
— Скажите, пожалуйста, пару слов о российском дизайне. Видите ли вы какие-то решения, которые помогли бы ему стать более значимым на международной арене?
— Не то чтобы я эксперт по современному российскому дизайну, но в мире мы видим не так много удачных дизайн-решений, которые пришли из России. Думаю, вашим дизайн-школам было бы неплохо наладить контакты с международными, помогать молодым дизайнерам путешествовать и учиться. Также прекрасным инструментом самоидентификации российского дизайна на международной арене могут стать профессиональные конкурсы и премии. Очень помогла бы поддержка дизайна государством, что доказывают примеры многих стран, прошедших этот путь, однако это произойдет лишь в том случае, если государство посчитает экономически ценной творческую индустрию, примет решение упрочить образ страны и т. п.

Беседовала Екатерина Смоленская