Джузеппе Бавузо (Giuseppe Bavuso). Дизайнер-инженер

Спутать творения Джузеппе Бавузо (Giuseppe Bavuso) с работами коллег по цеху невозможно: стиль, легкость и гармония контура отличают каждый его проект на протяжении почти тридцати лет. За это время знаменитый итальянец успел поработать с самыми известными мебельными фабриками: ERNESTOMEDA, POLIFORM, ALIVAR, BROSS и, конечно, RIMADESIO, где он является ведущим дизайнером вот уже три десятилетия.
Джузеппе Бавузо — персона немедийная, факты его личной биографии практически отсутствуют. Известно, что он живет в городе Сереньо близ Милана, работает там же и некоторые члены его семейства также привлечены к высокому дизайну. За него говорят его произведения: за свою карьеру Бавузо не раз был удостоен самых престижных премий, в том числе Compasso d’Oro и Red Dot.

В середине 1980-х годов Джузеппе Бавузо, работавший долгое время архитектором, открыл для себя предметный дизайн и основал собственную компанию. Впрочем, Бавузо-дизайнер все равно продолжает оставаться архитектором: он моделирует новые зоны и показывает, где расставить акценты, опирается на сложные инженерные решения и призывает на помощь передовые разработки. Дизайнер-инженер — так обычно его называют в глянцевых изданиях.

Принципы работы каждого дизайнера индивидуальны: кто-то ежегодно исследует новые формы, кто-то действует в рамках одной системы. В отличие от других известных дизайнеров Бавузо редко экспериментирует с внешним обликом изделий — его интересуют конструкции, материалы, технологии. Стиль, снискавший ему славу, — минимализм с преобладанием элементов хай-тека, но не отпугивающего своей дигитальностью, а, наоборот, «прирученного», обращенного к человеку. Причем этот человек — непременно житель большого города, чувствующий и разделяющий его ритм: мебель Джузеппе Бавузо, будь то стол, межкомнатная перегородка или кресло, всегда урбанистична, и это подчеркивают выбираемые им материалы: дерево, камень и металл. С ними маэстро «сотрудничает» наиболее часто, а одним из главных своих фаворитов называет невесомый алюминий. В нечастых своих выступлениях Бавузо подчеркивает, что, по его мнению, важнейшую роль в современном дизайне играют передовые технологии и будущее дизайна заключается в творческом союзе науки и эстетики.

И Джузеппе Бавузо не ошибается: достаточно взглянуть на совершенную по своей точности раздвижную перегородку RIMADESIO, чтобы в этом убедиться.
Помимо дизайна, мне нравится…
Изобразительное искусство. Я слежу за художественными выставками и рынком искусства. Когда не путешествую и нахожу время, мне нравится готовить для своих друзей. Очень расслабляет. Кроме того, это творческий процесс.
Кухня Cucine Soul, ERNESTOMEDA
Кухня Cucine Soul, ERNESTOMEDA, — современный дизайн, максимальное удобство и новейшие технологии.
— Господин Бавузо, ваши проекты очень популярны в России. Как вы думаете, почему?
— В условиях глобализации средства связи значительно сократили расстояния между народами, и, я считаю, если российский клиент любит нашу продукцию, значит, он просто обладает исключительным, изысканным вкусом. Его вкус интернационален, если можно так сказать. Дизайн сегодня — это универсальный язык, способный преодолевать границы и выходить за рамки языковых и культурных особенностей.
— Почему вас называют дизайнером-инженером?
— Потому что мои проекты основаны на тонких конструкциях, но техническая сторона почти всегда совпадает с эстетической. На мой взгляд, такой синтез способен менять качество продуктов.
Как начинается день? Ваш идеальный день
Почти всегда с брифинга в студии с моими коллегами. Вообще я готов, при условии коротких перерывов, весь день посвящать своей профессиональной деятельности.
Гардеробная Senzafine, POLIFORM
Гардеробная Senzafine, POLIFORM. Джузеппе Бавузо создал эту модель еще в 1997 году.
— Как устроен идеальный объект дизайна, с вашей точки зрения?
— Существуют конкретные значения и факторы: выверенность, гармония, сущность (идея). Утонченная форма, уважение к материалам и функциональной стороне объекта, к человеку — конечному пользователю. Все это и есть выверенность. Гармония — это особый язык, он примиряет отдельно взятый предмет с общей концепцией дома. В мысли дизайнера части продукта связаны, как головоломка: ничто не может быть перемещено, ничто не подлежит изменению. Сущность, в свою очередь, — это чистота. Свобода продукта от ненужных декоративных элементов.
— Как вы интерпретируете понятие «роскошь» в дизайне интерьера? Связываете ли понятия роскошь и timeless?
— Концепция роскоши очень личная. С моей точки зрения, роскошь способствует тому, чтобы мы чувствовали себя хорошо, испытывали удовольствие и уверенность. И вот они времени неподвластны. Поэтому мой дизайн не кричит, он говорит мягко. Он полон содержанием, но не хочет быть показным: это дизайн, который выражает концепцию дома, в котором нужно жить. Без необходимости что-либо кому-либо демонстрировать.
Любимая музыка
Классика рока 70-х.
Межкомнатная перегородка из стекла Velaria, RIMADESIO
Межкомнатная перегородка из стекла Velaria, RIMADESIO — одна из «визитных карточек» известной итальянской компании. Джузеппе Бавузо является бессменным арт-директором RIMADESIO в течение трех десятилетий.
— Есть ли у вас кумиры, повлиявшие на ваш стиль?
— С культурной точки зрения, все мастера, работающие в направлении контемпорари, восхищаются Чарльзом и Рэй Имз. Они сочетали интересы человеческой личности и поэзию дизайна и технологических инноваций.
— В нашей стране вы известны вашей работой с RIMADESIO. Каким был ваш первый проект для этого бренда?
— Первый проект, реализованный для RIMADESIO, — это система раздвижных дверей Siparium. Она стала бестселлером и все еще находится в производстве. А ведь тридцать лет прошло.
— Расскажите о самых интересных проектах для таких компаний, как POLIFORM, ALIVAR, ERNESTOMEDA, BROSS, FIMA CARLO FRATTINI…
— Один из проектов, который я считаю особенно интересным, — это система Icon Kitchen, разработанная для ERNESTOMEDA, где функциональность, практичность и элегантность — это разные грани одного и того же явления. Важные характеристики, каждая из которых вносит свой вклад в конечный успех продукта. Это кухня, задуманная как пространство с минималистичным дизайном, который тем не менее обладает сильной притягательностью.
Творческое кредо
Настойчивость и интеллектуальная честность.
Велюровый диван Land, ALIVAR, — одна из знаковых моделей бренда.
Велюровый диван Land, Alivar, — одна из знаковых моделей бренда.
— Вы следите за тенденциями и тенденциями в дизайне интерьера? Куда движется дизайн сегодня?
— На мой взгляд, универсальных тенденций не существует, как не существует и единого образа жизни. Это всегда субъективная интерпретация реальности. Мои проектные исследования направлены на то, чтобы передать индивидуальное видение домашней обстановки в соответствии с постоянно развивающейся дизайн-концепцией дома. Да, она меняется в некоторых эстетических аспектах, но остается верна фундаментальным принципам.
— Каковы, с вашей точки зрения, наиболее заметные тенденции в дизайне кухни?
— Кухня должна быть продуманной. Это идеальный баланс между функциональностью и гедонизмом. Каждая кухня — индивидуальное решение, ведь иногда это сугубо рабочее пространство, а иногда, наоборот, домашняя зона для неформального общения, и эти различия отразятся на выборе материалов и технологий. Так, в некоторых кухнях необходимо обеспечить высокие стандарты производительности (помимо эстетического качества), а в других важнее такие дизайнерские и технологичные решения, которые, с одной стороны, упростят готовку, а с другой — создадут ту самую «особую» атмосферу.
— Как вы можете объяснить успех ваших изделий?
— Основываясь на том, что в целом успех измерить трудно, поскольку оценка вообще — субъективное дело, я все-таки думаю, что одна из причин — мое стремление сделать каждый продукт тщательно проработанным до малейшей детали, с выраженной идентичностью. При этом он должен быть далеким от визуальной избыточности или мимолетной прихоти моды. Мои изделия не слишком «доступны» с точки зрения эстетики. Это не «легкое чтение».
— Как вы начинаете работать над новыми коллекциями? Много ли времени уходит на создание новых объектов?
— Что касается промдизайна, то здесь я всегда начинаю с брифинга с компанией-заказчиком. Это отправная точка любого сотрудничества. После я обрабатываю все в согласии с собственным эстетическим видением мира, с моей стилистикой. В случае же, когда я выступаю арт-директором бренда, все происходит гораздо быстрее, ведь я полностью вовлечен в деятельность компании и отслеживаю все стратегические и творческие этапы, связанные с продуктом. Мне легче контролировать рождение объекта.
— Отслеживаете ли вы технический процесс?
— Технологическая сторона имеет большое значение для моих продуктов. Она настолько далеко отстоит от непосредственной эстетики, что фактически получается, что сама конструкция «следит» за процессом работы. Сложная и выверенная, она как бы отвечает за успех всего «путешествия» от идеи до окончательной реализации.
— Какой стиль интерьера вы выбрали для собственного дома? Вы используете в интерьере свои изделия?
— В моем собственном пространстве мне нравится сочетать различные стили и формы, и я использую не только свое. На рынке существует столько разных продуктов, в том числе легендарных объектов, которые относят к истории дизайна.

Материал подготовила Екатерина Смоленская