Архитектурная симфония Марко Пива

Выпускник и профессор Миланского политехнического университета, Марко Пива стремится устанавливать взаимосвязь между интерьером и экстерьером, а также «укоренять» архитектурные объекты в культурном пространстве. Всемирно знаменитый архитектор, который вошел в состав жюри премии ADD AWARDS 2017, поделился с читателями журнала «Жилая среда» секретами работы в международной архитектурной индустрии.
Марко Пива (Marco Piva) архитектура привлекала с самого детства. Его с ней познакомили родители во время совместных путешествий, да и в целом жизнь в Италии способствует развитию творческого мышления и архитектурного вкуса. Поначалу, как и многие другие, юный Марко вдохновлялся искусством великих маэстро своей страны — Леонардо, Донателло, Леона Баттисты Альберти, Палладио. Учеником и студентом он исследовал формы классики, затем перешел к наблюдению за связями между объектом и его функцией, но такой утилитарный подход не увлек его надолго: вскоре Марко Пива захватило популярное в 70-е течение, получившее название «радикальный дизайн». Молодой архитектор буквально упивался непростой эстетикой радикализма — сложной, многосоставной и динамичной. Он даже основал Studio Dada Associati, чтобы объединять архитекторов и художников и суммировать приобретенный опыт. Уже в те годы Марко Пива поставил перед собой совершенно особую цель: творить «с нуля», создавать объекты, которые, взаимодействуя друг с другом, могли бы считаться самостоятельным миром с особыми законами. Простейшие формы должны были получать в нем новую нагрузку, актуализируя уже имеющиеся смыслы или транслируя новое послание.

Элементы этой философии можно проследить в работах Марко Пива и сегодня. Мастер постоянно говорит о своей тяге к простым формам, видя в них безграничный потенциал. Работая в самых разных странах мира, Марко Пива стремится сохранять культурный колорит в создаваемых объектах, не разрушать тонкие связи между архитектурным объектом и окружающей средой. Теми же правилами он руководствуется и в дизайне интерьеров.

Марко Пива и его Studio Marco Piva неоднократно становились лауреатами самых престижных дизайн-премий.
Любимые занятия помимо дизайна
Плавание на яхте, лыжи и путешествия.
Проект здания Центра Национальной Торговли (NationalTrade Bulding) в Харбине (Китай)​
Проект здания Центра Национальной Торговли (NationalTrade Bulding) в Харбине (Китай)
— Охарактеризуйте, пожалуйста, дизайн-стиль вашей студии. На чем он строится?
— Проекты моей студии призваны отражать эстетические и одновременно функциональные параметры. Они должны быть элегантными и в то же время содержать явный инновационный элемент. Мой дизайн-стиль держится на стилистической свободе, поскольку я верю, что собственно стиль — вторичен, а по-настоящему важны стратегия, этика и методология. Чтобы создавать нечто действительно новое, красивое и значимое, необходимо думать о таких вещах, как устойчивость и экологичность используемых материалов. Мои архитектура и дизайн — это всегда функциональный, вневременной и элегантный проект, нечто изысканное, что не нужно нарочито демонстрировать, но что будет естественным образом интегрировано в повседневную жизнь клиента.
— Вы много работаете в сфере HoReCa. С вашей точки зрения, насколько сильно различаются ожидания клиентов из разных стран?
— Наши клиенты — в основном из высших слоев общества. Их требования всегда предполагают самый высокий уровень сложности и качества. Обычно они ждут от нас того специфического налета «итальянскости», который часто присутствует в работах моих соотечественников. Однако цель нашей студии — изучение культурного бэкграунда будущего проекта, понимание того, в какую среду он будет вписан, нежели реализация итальянских представлений об оригинальности и аутентичности. Это своего рода синергия исследования и проекта, сочетание локальной смысловой нагрузки и итальянского вкуса. Это те факторы, которые ведут к успеху Studio Marco Piva. Интеграция, столкновение культурных традиций — эти аспекты имеют огромное влияние на облик проекта. Наиболее существенное для нас — коммуникация, диалог культур, который ведет к новому видению и формированию новых представлений об архитектуре, интерьером дизайне.

Конечно, глобализация меняет проекты в сфере HoReCa, в том числе и благодаря работе дизайнеров. Мы стараемся избегать изоляции, включаться во все более широкие контексты, охватывать новые пространства, исследовать новые функциональные возможности, устанавливать связи между явлениями, изначально разобщенными. Есть огромный потенциал в смежном развитии отелей, курортов, туризма и локальных сфер, развитии динамичном, но тем не менее сохраняющем выразительную индивидуальность объекта или сферы.
Секреты гармоничной рабочей атмосферы
Уважение.
Интерьер частных апартаментов в Милане (Италия)
Интерьер частных апартаментов в Милане (Италия)
— Офисы Studio Marco Piva находятся в том числе и в России. Почему вам нравится работать у нас? Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых проектах, которые вы осуществили в нашей стране.
— Когда я был маленький, Россия была для меня загадочной, недоступной страной. Я помню, как, глядя на карту, был очарован ее огромными просторами и все время мечтал хотя бы раз побывать там. Когда это произошло, я был невероятно счастлив. Мне нравится путешествовать по России, видеть ее красоты, чувствовать ее дух. Кроме того, я замечаю, что между русскими и итальянцами есть какой-то особый контакт, у нас немало общего в области культуры и искусства.

Да, мы много проектов сделали в России. Некоторые уже воплощены, другие остаются эскизами, и, кстати, среди них упомяну проект Новой гавани в Новосибирске, его мы осуществили несколько лет назад. Сейчас разрабатываем один престижный проект на окраине Москвы.
— А проект в Казани? Сегодня это один из динамично развивающихся городов нашей страны. Что вы можете сказать о работе там?
— Было здорово! Другая территория, две громадные реки, Волга и Казанка, исторические здания в центре… Работа проходила в экстремальных условиях — зимой! Но я верю, что мы сделали нечто по-настоящему выдающееся.

Нам помогали некоторые итальянские компании, которые поставляли материалы и технологии. Этот отель прекрасно функционирует и сегодня.
Любимая музыка
Из 70-х или 80-х.
Частная вилла на итальянском озере Комо. Архитектурный проект и интерьеры — Studio Marco Piva
Частная вилла на итальянском озере Комо. Архитектурный проект и интерьеры — Studio Marco Piva
— Какие из ваших проектов дались вам наиболее тяжело?
— Каждый проект нашей студии имеет свою «базу», что делает его уникальным. Я бы говорил скорее о сложности и многогранности проекта, нежели о его буквальной «трудности». И вот наиболее сложным проектом в таком смысле слова был The Excelsior Hotel Gallia в Милане, поскольку нужно было работать над всеми составляющими: архитектурной, интерьерной, ландшафтной, предметной и даже в области высокого искусства.
— Вы уже принимали участие в жюри премии ADD AWARDS. Что можете сказать о проекте? Что для вас значат подобные мероприятия?
— Судейство в конкурсе было честью для меня, и одновременно оно позволило мне оценить, что происходит в этой сфере. Это прекрасный шанс наладить диалог с профессионалами и отличная возможность увидеть совершенно новые, уникальные дизайн-идеи. Так держать, ADD AWARDS!
— Вы также являетесь промышленным дизайнером. Как организуете процесс и над чем работаете сейчас?
— У меня в студии более 40 специалистов. В 2002 году мы организовали ответвление Atelier Design, оно специализируется на индустриальном дизайне. Это бюро занимается изготовлением «крафтовых» вещей для наших собственных проектов и для проектов других компаний.

В своей работе я не стремлюсь к wow-эффекту, который исчезнет спустя пару лет. Меня интересуют формы, которые неподвластны времени, которые обладают яркой значимостью вне зависимости от трендов. Наши объекты задуманы как способные интерпретировать момент на языке материалов и цвета, однако имеющие и некое концептуальное наполнение, несводимое только к внешней оболочке. Объекты должны быть инновационными и функциональными, не только красивыми.

Сейчас мы работаем над коллекцией для i Saloni del Mobile 2018, где предложим несколько новых ярких изделий (пока я не могу их демонстрировать), в том числе и эксклюзивных.
Кредо в жизни и творчестве
Счастье — это ключ к успеху. Если вы любите то, что вы делаете, вы будете успешным (Будда).
Вилла в предместье Тираны (Албания), целиком обновленная по проекту Марко Пива
Вилла в предместье Тираны (Албания), целиком обновленная по проекту Марко Пива
— Как проходит работа над интерьерами?
— Я стараюсь опираться на максимально простые формы, через которые выражаю свое творческое начало и одновременно даю отклик на нужды клиента. Затем, как я уже говорил, я вписываю проект в окружающую среду, чтобы «укоренить» его в том месте, где ему надлежит отныне быть. Вдохновение может прийти из прочитанной книги, от кинофильма, но в том числе и от эскиза, произведения искусства, даже эмоции или какой-то сценки из жизни, участником которой я был. Я не заинтересован в проектах без каких-либо культурных или физических связей. Мой стиль — это особая система, язык, живой и динамичный как в стилистическом,
так и в функциональном отношении.
— Архитектор, дизайнер — кто этот человек? Какими свойствами нужно обладать, чтобы стать профессионалом индустрии?
— В процессе учебы в Миланском политехническом университете я был приучен иметь дело с дизайном на всех уровнях, от планировки до архитектуры, от интерьерного декорирования до промышленного дизайна. Что мне нравится в дизайне, так это возможность приводить к общему знаменателю все части строения, архитектурные объемы и внутренние пространства. Мне кажется, архитектор и дизайнер — это своего рода дирижер, а проект подобен музыке: он воплощается очень творчески, но все-таки направленно, ему нужен контроль в лице специалистов, чтобы достичь желаемого результата. Архитекторам и дизайнерам необходимо быть профессионалами, которые смогут откликнуться на любой вызов, они должны исследовать цели и стратегии их достижения. Должны уметь взаимодействовать с представителями других областей и, конечно, знать, как обращаться с конечным продуктом, неважно, здание это, машина или стул; они должны стремиться дать людям нечто большее, нечто запоминающееся.

Материал подготовила Екатерина Смоленская